Товаров: 0 шт., на сумму: 0.0 руб.
Сделать стартовой
Изделия из камня
Последние поступления
Хит продаж

Браслет «Млахитовая фантазия»
Камень малахит
Цена: 150 руб.
Отзывы и предложения

Символ власти и богатства

Перстни – печатки играли особую роль: носивший печатку обладал огромной властью или занимал высокою должность. Так из Библии мы знаем, что символом власти царя Соломона был перстень с печаткой. Моисей повелел вырезать на драгоценных камнях, украшавших нагрудный эфуд первосвященника Аарона, имена двенадцати колен Израилевых.  Прекрасный, сын еврейского патриарха Иакова, когда фараон назначил его наместником, получил от него и наместнический перстень. Александр Македонский прочил в свои наследники Пердикку и на смертном одре передал ему свой перстень.

При иранской династии Сасанидов (III  - VII века) должности (военные, гражданские, религиозные) жаловались. В качестве регалий передавались: шапка, пояс и перстень с печаткой.

Руку знатного вавилонянина, средневекового иерарха или крупного аристократа украшал перстень с печаткой. Изготавливались они, как правило, в одном экземпляре; в древности даже существовал, так названый закон Солона; который запрещает резчикам оставлять оттиски уже сделанных камей и печаток. Перстень являлся удостоверением личности, подтверждал волю или какое либо распоряжение хозяина на документах.

Обычай носить перстень исходит к древнегреческим мифам, от Прометея. Как известно, этот титан, давший людям огонь и научивший их многим добрым делам, был навечно прикован цепями к скале. Зевс ежедневно посылал к нему орла, чтобы тот клевал его печень. Когда же Зевс с помощью Геракла решил освободить Прометея, чтобы не отменять свое решение «боги этого не делали: они не ошибались и тем более ошибок своих не признавали», он обязал его носить вечно на руке кольцо с камнем, как будто он навсегда прикован к скале.

Перстнем-печаткой человек так же был прикован к своей должности. Опечатывались и скреплялись торговые и военные договора, важные документы, дома и сундуки с сокровищами и даже кувшины с вином маслами и благовониями. На печатках не редко гравировались символические фигуры указывающие на занятия или герб владельца. На пример, на печатках фармацевтов – лекарей «они опечатывали сосуды с произведенными лекарствами» вырезались медицинские принадлежности; военачальников – воинские доспехи и оружие…  Позже официальные лица стали применять специальные печатки для свадебных контрактов, свидетельств о погашении долга и т. д. Наиболее знатные имели их по несколько штук, уже как украшения и талисманы: с разноцветными самоцветами.

Древние греки и римляне изображали на них богов – своих покровителей (Афродита, Гермес, Марс, Эрос и др.). Потому что главные боги (Зевс, Аполлон, Афина, Диметра и др.) были недоступны для смертных, предпочитали себе их в покровители не брать и в камни не вырезать. Этого правила придерживались и позже. Король франков Пипин Короткий ( 714 – 768) скреплял документы с изображением Бахуса, а Карл Великий (742 – 814), самого Юпитера. Из камня изготавливали и государственные печати.

Особое отношение к перстням и у мусульман: с выгравированными изречениями из Корана или без них, они были совершенно обязательным украшением (конечно у тех кто имел на это средства).

Большую популярность приобрело изготовление гемм. Некоторые использовали их как печатки, но большинство как украшения. Геммы, с положительным рельефом рисунка (выпуклые) - называли камеями, с отрицательным (врезанные) – инталиями (интальо). Они пережили расцвет 2400 лет в Греции и Риме. Античные геммы (антики) использовались в качестве любовных приворотах, на них часто повторялись одни и те же мотивы: сплетенные руки, любовные изречения. Средневековье приняло наследие античности и стало использовать геммы с религиозными мотивами, для украшения церковной утвари и одежды. Очередной расцвет глиптика пережила в эпоху ренессанса. Глиптикой занимались и некоторые царственные особы, на пример Екатерина II и жена Павла I Мария Федоровна.

Во время раскопок 1952 года в Карнунте, древнем кельтском поселении на правом берегу Дуная (Австрия), некогда важнейшей крепости на дунайской границе Римской империи, обнаружили камею III века из двухцветного агата, на которой была вырезана правая рука, державшая двумя пальцами мочку уха. По кругу камеи шла надпись по гречески: «помни меня». Согласно представлениям греков и римлян, ухо, считалась местом пребывания понятия и памяти. Не отсюда ли пошел обычай отодрать малыша за уши, чтобы помнил, что «этого делать нельзя», да и подаренные любимой сережки, всегда будут напоминать ей, от кого они.

Сильные мира сего взяли себе на вооружение драгоценные камни: дабы придать себе больше почета, величая, уважения и преклонения; обильно украшали ими нарядные одеяния, доспехи, династические регалии и символы самодержавной власти, предававшие престолу ореол божественности.

С древних времен самоцветы ассоциируются с богатством и властью, являясь их своеобразным символом.

В древнем Риме наличие перстня с самоцветом уже служило признаком знатного происхождения.

Правители Индии Великие Моголы (XVI – XVIII века), обладали несметными сокровищами, имели несколько тронов – алмазный, изумрудный, рубиновый, сапфировый. Жена римского императора Калигулы (правил с 37 по 41 год) ходила в гости, сгибаясь под тяжестью жемчуга и изумрудов на суму в 40 миллионов сестерций. Да и сумасбродный, жестокий и болезненно подозрительный Цезарь, носил дорогие самоцветы. Злоупотребляли драгоценностями и богатые римлянки, обвешиваясь золотом и самоцветами, тянувшими на все состояния. Что бы как-то ограничить эту изощренность, в Древнем Риме, появились некоторые ограничения, особенно для матрон, которые не хотели иметь детей. А священный для евреев Талмуд вообще позволял женщине тратить лишь десятую часть доходов на украшения и одежду.

Великий киевский князь Святослав (княжил с 945 по 972 год) носил в одном ухе золотую серьгу с двумя жемчужинами и рубинами. Английская королева Елизавета I Тюдор (правила с1558 по 1603 года) с трудом выходила на аудиенции, буквально сгибаясь под тяжестью украшений, «король – солнце» Людовик XIV (1638 – 1715), носил на себе бриллиантов на 12 миллионов франков и часто не выдерживая, их тяжести, переодевался.