Товаров: 0 шт., на сумму: 0.0 руб.
Сделать стартовой
Изделия из камня
Последние поступления
Хит продаж

Браслет «Млахитовая фантазия»
Камень малахит
Цена: 150 руб.
Отзывы и предложения
ЖЕМЧУГ.

Формула: Арагонит и конхиолин

Цвет: Белый, желтоватый, серебристый, золотистый, кремовый, голубой, зелёный, чёрный, серый

Цвет черты: Белый

Блеск: Перламутровый

Прозрачность: Просвечивающий до непрозрачного

Твёрдость: 3-4

Спайность: Отсутствует

Излом: Скорлуповатый

Плотность: 2,60 - 2,78 г/см³

Показатель преломления: 1,52 - 1,66, у чёрного - 1,53 - 1,69

Жемчуг от арабского слова зеньчуг; турецкое название индьжу, греческое — маргарит, французское — Perle, немецкое — Perlen.

Старинное русское название жемчуга — Бурмицкое зерно, также Кафимское зерно. В настоящее время словом «бурмицкий» называют крупный жемчуг, а «кафимским» мелкий. Жемчуг считался самым древним украшением русских; трудно исчислить все те уборы, на которые он употреблялся: оплечья великих князей, запястья и кокошники их жен, оклады образов, церковные ризы, облаченья и т. д. постоянно украшались жемчугом. Словом, ни одно из украшений не обходилось тогда без жемчуга.

В старину, в России, жемчуг низали различным образом, например: в одну или несколько ниток, рефидью, клетками, рясою или в рясную, т. е. в виде решетки, в снизку сплошь, фонариками, в виде сетки и т. д. В начале XVI столетия новгородцы ездили за покупкой жемчуга в Азов и Кафу (Феодосия); при покупке жемчуга в чужих землях в Новгородской торговой книге рекомендованы следующие правила: «А купите жемчуг все белой, чистой; а желтого никак не купите, на Руси ево никто не купит».

Впрочем, известны были также жемчуга и новгородские «не малы, хороши и чисты»; они добывались тогда на р. Двине, в Холмогорах и в реках Великого Новгорода. Надо полагать, что в России ловлею жемчуга занимались и в более позднейшее время. Так, например, в 1721 году некоторые реки Тверской, Новгородской и Псковской губерний даже обратили на себя внимание правительства. Право ловить в них жемчуг, по определению тогдашней берг-коллегии, было предоставлено исключительно казне, вследствие чего, при некоторых реках, в упомянутых губерниях, было определено по нескольку человек дворян, которым даны были надлежащие инструкции; но как это постановление не имело желаемого успеха, то в 1731 году, определением Правительствующего Сената, дано право ловить жемчуг всем без изъятия с тем только условием, чтобы чистый и крупный жемчуг был доставлен через местное начальство в коммерц-коллегию; за что нашедший получал надлежащее вознаграждение. То же самое подтверждено указом 18 марта, 1736 года, которым дано было право ловить жемчуг даже и в чужих реках. Наконец, указом 1766 года, жемчужная ловля оставлена по прежнему в вольном промысле; относительно же чистого и крупного жемчуга (не менее воробьиного яйца) подтверждено прежнее постановление (см. Вельяминова-Зернова. Опыт начертания Российской части Гражданского права. Спб. 1815 г., ч. II, стр. 55).

В старину в России Лучший жемчуг называли «скатным», т. е. круглым, катящимся. В старинных русских былинах и сказках очень часто упоминается о нем. Так Илья Муромец, чтоб умилостивить злого царя Калину, подносит ему мису чистого серебра, другую красного золота и третью скатного жемчуга.

Но не у одних русских жемчуг был предметом роскоши. Библейская история также часто упоминает о нем. Так Св. Иов говорит о евреях, которые ловили жемчуг в Персидском заливе. Древний Рим и Египет также славились богатством жемчуга. По преданию, на одном из пиров, данных Антонию, Клеопатра бросила в кубок жемчужину, стоившую по нынешней оценке полтора миллиона франков, и проглотила ее. Юлий Цезарь подарил матери Брута жемчужину ценою в 1 000 000 франков. Жена Калигулы носила жемчужное ожерелье, ценимое в 8 000 000 франков, также и сам Калигула украшался жемчугом с головы до ног.

Жемчуг, как известно, принадлежит к царству животному и есть произведение (secreto) некоторых моллюсков, именно: Meleagrina margaritifera , а также Unio margaritifera . Прежде существовало предположение, что жемчуг составляет болезнь моллюска. Опыты показали, что жемчуг постепенно растет в моллюсках. Китайцы даже искусственно умножают его: поймав раковину и, не раскрывая ее, они делают острою иглою несколько проколов в створках раковины или вкладывают в нее стеклянную горошину, кусочек алебастра или другое какое-нибудь постороннее круглое тело; потом эту раковину снова кладут в море; животное, на месте прокола, отлагает небольшую жемчужину, которая и закупоривает собою отверстие. Также и вложенное постороннее тело со временем облекается слоем жемчуга. Предполагают, что жемчугу для достижения известной величины нужно около десяти лет времени. В Китае, в одном селении Тиан-Кванг, таким искусственным разведением жемчуга занимается более пяти тысяч семейств. По словам фон-Геслинга, подобное размножение жемчуга, в некоторых речках Баварии, дало весьма благоприятные результаты.

Жемчуги как и люди подвержены болезням — по наблюдениям английского натуралиста Эверарда Юма, блеск, красота жемчуга и ему одному свойственный отлив происходит от внутренней его ячейки, покрытой слоем чистейшего, прозрачнейшего перламутра, сквозь который свет, проникая свободно до самого сердца жемчужины, играет, всеми цветами радуги. — И как только сердце жемчуга начинает болеть, он делается тусклым, теряет прозрачность, блеск, потом покрывается матом; в силу-то этого мнения, существует старинное поверье или вернее поэтический вымысел, по которому жемчуга можно вылечить, если непорочная девушка искупается с ним в море 101 раз.

Известно, что жемчуг происходит от присутствия постороннего тела в некоторых видах устричных раковин, полагают также, что одно микроскопическое паразитное насекомое, пробирается к моллюску в раковину и что устрица, не находя средств избавиться от непрошенного гостя, заключает его в прекрасную круглую темницу, чтоб оно ей не вредило. Ловля жемчуга производится в Персидском заливе, у берега острова «Карака», также в Красном море, в Китае и на остров Цейлоне, — где особенно замечательны берега Манаарского залива. Вообще же, жемчуг попадается во многих реках и речках земного шара. В России, в настоящее время, известны такие речки в Финляндии, в Олонецкой, Новгородской и Псковской губерниях. В последней губернии в царствование императрицы Екатерины II особенно славилась своим жемчугом одна речка при селе Яжельбицах. Жемчуг попадается и в небольших речках под Петербургом как, например на Охте, в Вартемяках, имении графа П. А. Шувалова, и других. Жемчужница, по словам профессора Грима, очень распространена в прозрачных, светлых водах речек нашего северного края и подтверждение этому имеется действительно в нарядах женщин Олонецких и Архангельских; особенно славятся жемчужницами речки Сюзма, Сума и Повенчанка; добыча же его наиболее развита в Коле. — Ловят жемчужницу или ракушницу деревянной рамой, снабженной ножом, с помощью которой сцарапывают ракушку с каменистого дна, или просто руками, обходя известные места и пользуясь светом полуденного солнца. Надо иметь много опытности, чтобы по наружному виду раковины судить о том, есть ли в ней жемчуг, и не вскрывать понапрасну; попадаются жемчужины до 100 руб. ценою, но редко; сбыт жемчуга обеспечен всегда. В Петербурге, как слышно, в 1896 году образовывается компания на акциях, для добывания жемчуга в Олонецкой губернии, в реках Остере, Кумсе, Пеймоне и Повенчанне, вливающих свои воды из Повенецкого уезда в бассейн Онежского озера и в реку Хутынгу, Лодейнопольского уезда, составляющую приток реки Свири.

Не лишним будет привести здесь описание ловли жемчуга на острове Цейлоне, взятое из путешествия Альфреда Грандидье.

«Ловля жемчуга на берегу Манаарского залива на Цейлоне, говорит он, обыкновенно происходит в марте месяце, т. е. во время самого спокойного стояния тамошних вод. Селаваторе (или Арипо), город плетневых мазанок, в этот период, месяца на два, воскресает и служит приютом почти тридцати тысяч индейцев. С 1834 года по 1862 год насчитывали там не более пятнадцати счастливых уловов жемчуга, которые дали управлению десять с половиною миллионов франков дохода на полтора миллиона затраченного капитала. Для соображения предпринимателей ловли жемчуга, покупателей его и разных спекуляторов, инспектор работ, за несколько месяцев до начала лова, приказывает наловить от 10 000 до 12 000 раковин, осматривает их и потом публикует величину и стоимость найденных в них жемчужин, а также и торговую их цену. Наловленные в ноябре 1862 года 12 000 раковин, по содержавшемуся в них жемчугу, стоили 3 500 франков». В 1863 году собирание жемчуга на Цейлоне было очень удачно. В течение 22-х дней 50 водолазов вытащили 11 миллионов раковин. За каждую тысячу раковин получено по 24 шиллинга. На долю правительства пришлось 20 000 фунтов стерлингов, а на долю водолазов — 6 400 фунт. стерл. Большинство жемчужин на Цейлоне стоят от 40 до 60 ф. стерл., а в Европе они ценятся втрое и более.

Самый день лова, А. Грандидье , как очевидец описывает таким образом:

«В шесть часов утра я был уже на месте лова. По пушечному сигналу со всех судов, стоявших бок-о-бок, спустились по пяти водолазов; каждый из них поставил ногу на камень, положенный в решетчатой корзине, и, держась руками за веревку, погрузился на дно морской отмели, вместе с корзиной, которую спешил наполнить раковинами в продолжение сорока пяти или пятидесяти секундного пребывания под водою. После того водолазы поднимаются на поверхность воды и отдыхают в лодке, а их помощники вытаскивают сперва камень, а потом и корзину с раковинами. Затем водолаз, успевший перевести дух, снова погружается на дно и так далее, покуда не устанет и не будет замещен товарищем. Таким способом каждая пара водолазов работает в продолжении шести часов сряду; вообще, ремесло это весьма трудное.

«В полдень все водолазы ныряют в последний раз, чем и заканчивается лов на этот день. Глубина устричной отмели, лежащей на коралловых и песчаных наносах, меняется от 12 до 15 метров. Тамулы вообще превосходные водолазы, хотя обыкновенно они остаются под водою не более 40 или 50 секунд, но нырять они могут до семидесяти четырех раз сряду. При каждом погружении в воду, они набирают от 30 до 40 штук раковин, но в этом числе много мертвых, следовательно, открытых и ничего не стоящих. Каждая пара водолазов откладывает добычу своего улова отдельно. Бывали года, в которые каждое судно привозило с собою до 36 000 раковин, но это составляет исключение; средний же улов бывает от 6 000 до 8 000 на одно судно. По возвращении, каждый водолаз сносит добычу в правительственный склад и делит ее на четыре равные части, из которых одна, по назначению инспектора, выдается водолазу в виде поденной платы за работу; последний же выдает из своей доли известную часть двум своим помощникам. Из семи дней лова добыча одного дня предоставляется водолазами и капитаном хозяину судна.

«Все эти доли на месте же продаются в розницу мелким покупателям и разным спекуляторам, которые не имеют средств сразу купить тысячу раковин у правительства. Заработная плата водолаза изменяется от 6 до 13 франков в день. Как ни тяжело ремесло это; но оно все-таки оплачивается предоставлением одной четвертой части улова в пользу водолазов и, таким образом, дает индейцам верное средство, в короткое время, выполнить значительную работу и избавиться от нужды на остальное время года.

«Продажа принадлежащих правительству жемчужных раковин производится в городе Катчерри, где инспектор распределяет весь товар по паям в тысячу раковин каждый; самая продажа совершается публично и притом всегда на наличные деньги.

«Цены на жемчужные раковины чрезвычайно меняются не только в течение известного времени года, но даже в течение одного дня; средняя же цена за тысячу раковин почти 150 франков. По получении раковин, покупщики складывают их в мешки, которые развешивают на солнце; в продолжение трех или четырех дней, черви обедают все мягкие части моллюсков. В начале лова, разложение мягких частей животного совершается медленнее, именно в течение восьми или десяти дней, потому что мухи и черви еще не успеют размножиться в количестве, достаточном для этой цели. После этого раковины тщательно промывают для отделения случайно попавшего в них песка и обломков кораллов, затем высушивают их на солнце и, наконец, отмытый песок и, вместе с ним, мелкий жемчуг просеивают. При этой последней операции рабочие осматривают горсть за горстью просеиваемого вещества и выбирают из них мелкий жемчуг, который и откладывают в сторону; каждая горсть песку проходит через последовательный осмотр трех человек. Автор описания ловли жемчужных раковин вовсе не говорит об опасностях, сопряженных с этим промыслом. Воды тех заливов кишат хищными акулами, с которыми водолазу нередко приходится бороться под водою и выходить из боя навек изуродованным».

Ловля жемчуга в Персидском заливе происходит в июле и августе месяцах. Добытый оттуда жемчуг привозится в Константинополь, где и раскупается европейскими ювелирами. Жемчуг Персидского залива отличается несколько желтоватым цветом; но ювелиры знают способ его выбеливания; в носке же он прочнее цейлонского. Очень хороший жемчуг также ловится в горных речках Шотландии. По преданию, Мария Стюарт не носила другого жемчуга, кроме добытого из рек дорогой ей родины.

О ловле жемчуга в Олонецкой губернии я приведу следующее описание, заимствованное мною из «С.-Петербургских Ведомостей», от 17-го ноября 1872 года.

В Петрозаводский музей были представлены крестьянами Лодейнопольского уезда, Кономской волости деревни Рахкович, четыре раковины и несколько жемчужных зерен. Раковины эти найдены в реке Янеге (Лодейнопольского уезда), вытекающей из озера Савозера и через 30 верст течения впадающей в реку Свирь. Крестьяне эти занимаются ловлею жемчуга в означенной реке уже несколько лет сряду и приобретают этим промыслом от 150 до 250 рублей в год на долю каждого. Они заявляли, между прочим, что представленные ими для музея жемчужины, по некрасивому виду и малой величине, в продаже очень дешевы, но им случается нередко находить в той же реке жемчужины гораздо лучшего качества и величиною в обыкновенную горошину, за которые в Петербурге им охотно платят по 50 рублей за штуку и дороже.

По словам также «Улеаборгской газеты» в 1879 году преподаватель навигационного училища в Улеаборге г-н Лунделин получил от начальства Улеаборгской губернии разрешение производить ловлю жемчуга во всех улеаборгских водах. Как сообщает та же газета, ему посчастливилось в «Гюринсальми» между прочими жемчужинами найти прекрасные черные жемчужины.

Жемчуг, известный в продаже под именем баварского жемчуга или жемчуга тихих вод (l'eau douce), добывается во многих речках Баварии и Саксонии. Преимущественно же он находится в речках, текущих в горах и изобилующих содержанием извести. Наш финляндский, олонецкий и новгородский жемчуг, а также и добываемый в некоторых речках на Урале, от баварского жемчуга ничем не отличается. В Баварии, с 1814 по 1857 год, было добыто всего 158 880 жемчужин на неизвестную сумму. В Саксонии за десять лет, т. е. с 1826 по 1836 год, было найдено всего 140 штук жемчужин, на сумму в 81 талер. В Италии известно также несколько озер, дающих жемчуг, но только весьма мелкий.

Лучшим жемчугом считается жемчуг ровного розового и синеватого цвета, притом совершенно круглый и блестящий. Крупные, но уродливой формы жемчужины (perle monstre) большой цены не имеют. Известны также жемчужины желтого, черного, стально-серого и коричневого цвета со всевозможными оттенками; совершенно черные и блестящие жемчужины любителями ценятся очень высоко.

В старину жемчужный порошок употреблялся в некоторых болезнях, например: золотухе, костоеде и т. д. По содержанию углекислой извести он, пожалуй, и может приносить некоторую пользу, как поглощающее средство (absorbens) при болезненном развитии кислоты в желудке, — но вряд ли найдутся теперь охотники прописывать и употреблять такое дорогое средство. Из растертых жемчужин, в древности, приготовляли также жемчужные белила для лица.

Знаменитою жемчужиною некогда владел Филипп II, король испанский. Величина ее была с голубиное яйцо, она весила 134 карата и ценилась тогда в 800 000 франков; найдена была в Панаме и куплена королем в 1579 году за 100 000 франков. Впоследствии, кажется, эту жемчужину купила за 200 000 рублей княгиня Т. В. Юсупова.

Другая, не менее замечательная жемчужина, весом в 126 каратов, принадлежала королю испанскому Филиппу IV. Жемчужину эту привез из Индии купец Горгибус, истратив на покупку ее все свое состояние. Рассказывают, что при покупке жемчужины Филипп IV спросил купца, как мог он рисковать так своим состоянием? — «Я знал, отвечал купец, что в Испании есть король, который купит ее у меня».

В 1633 году Тавернье видел у персидского шаха жемчужину, ценимую в 1 840 000 рублей, которая была найдена в Катифе. Папа Лев Х купил жемчужину у одного венецианского ювелира за 352 000 рублей.

Не менее известна также жемчужина, поднесенная Венецианскою республикою султану Солиману; ее оценивали в 400 000 рублей. По инвентарю французской сокровищницы 1781 года; королевство имело более чем на миллион франков жемчужин, в числе которых была одна круглая жемчужина; ценою в 200 000 франков, и другая, в форме груши, весом в 57 каратов, ценимая в 300 000 франков. Первую из этих жемчужин, как ниже увидим, купила графиня Сумарокова. Герцог Букингам, на одном из балов у Анны Австрийской, растерял жемчугу более чем на 300 000 франков.

Не менее замечательны также три черные жемчужины в английской короне. Одна из них долго пропадала — и только недавно в 1879 году была найдена случайно. Вот как, по сообщениям газет, была открыта пропажа: в магазин одного из первых ювелиров Вены пришел бедно одетый еврей и, вынув из кармана клочок грязной бумаги, развернул его и, показывая ювелиру какой-то черный предмет, спросил: что это стоит?

Ювелир, осмотрев предмет, сказал: «Это стоит очень много. Это — черная жемчужина, необыкновенная редкость. Я подобных еще не видал. Она, правда, имеет маленький изъян, но тем не менее стоимость громадна. Где вы достали эту редкость?» — Кто-то хочет заложить ее у меня. Скажите, что она стоит? — «Я сам не знаю, потому что это такая редкость». — Но можно дать 200 гульденов? — «Смело втрое больше». — Но хотите ли вы купить жемчужину? — Нет, потому что во всей империи существует только одна фирма, которая могла бы купить и продать такую редкость — это придворный ювелир Бидерман». Еврей ушел и, на следующий день, явился к Бидерману, который, при виде жемчужины, тотчас велел арестовать еврея. При допросе еврей показал, что он называется Исаак Рот и что он имеет кассу ссуд в Гроссвардейне. Однажды он услышал шум в доме соседа. Он вошел туда и видел, что продавали вещи бедняка из-за неуплаты налога в 20 гульденов. Сосед дал ему жемчужину и просил заплатить за него долг, что тот и исполнил. Наведенные в Гроссвардейне справки подтвердили эти показания. Оказалось, что сосед Рота был лакеем у графа Батиана, который ему подарил жемчужину пред своею смертью; жемчужина эта, однако, была краденая вещь.

Бывшая императрица французов Евгения имела четыреста жемчужин самого высокого достоинства, при чем каждая из них весила не менее 16 граммов. Музей Горного Института, в Петербурге, хранит в своей коллекции до 350 зерен жемчуга и до 90 жемчужных раковин, в числе которых имеется одна жемчужина, стоящая 2 000 рублей. Дорогим жемчужным ожерельем, ценою в 1 ½ миллиона франков, обладает в Париже г-жа Десне, сестра г-жи Тьер. Из Парижа недавно сообщали газеты, что графиня Сумарокова-Эльстон, рожденная княжна Юсупова, приобрела там на аукционе коронных бриллиантов, Севинье, украшение под № 42, осыпанное бриллиантами и ценными жемчугами. Из них одна жемчужина известна под названием «Regente» («Правительница»), величиною в голубиное яйцо, превосходной воды и игры. Эта жемчужина, по словам парижан, могла бы считаться единственною, если бы не имела соперницею исторически-знаменитую жемчужину, под названием: «Пелегрин», составляющую наследственную драгоценность рода князей Юсуповых.

Способ искусственной подделки жемчуга был изобретен в XVI столетии в Венеции. Но гораздо позднее, именно в 1680 году, француз Жакен, известный ученый монах того времени, улучшил имитацию жемчуга, найдя способ получать жемчужную эссенцию из шелухи рыбы cyprinus alburnus. Заграницею и у нас в России довольно давно практикуется следующий простой способ приготовления искусственного жемчуга: собирают брюшные чешуйки небольшой рыбки уклейки, протирают их через тонкое сито и потом кисточкою намазывают на внутренние стенки стеклянных бус ; для большей связи к ним прибавляют немного рыбьего клея.

В настоящее время французский торговый дом Бургиньона, в Париже, подражание естественному жемчугу довел до высшей степени совершенства. Такая имитация называется, по имени изобретателя, «бургиньонами» и доставляет ему громадный годовой доход. По сведениям, доставленным в 1867 году для Парижской Всемирной выставки, один Париж изготовлял бургиньонов на сумму 1 200 000 франков. Известны еще два рода поддельного жемчуга, именно: розовый турецкий и римский. Но обе эти имитации не представляют собою того роскошного вида, как бургиньоны, хотя римский жемчуг в носке очень прочен.

Энергетические свойства: жемчуг – мощный символ света, чистоты, женственности. Его бледное сияние ассоциируется с Луной, водное происхождение с плодородием, скрытое от глаз развитие внутри раковины – с чудом рождения или возрождения. Светящаяся чистота сделала жемчужину символом духовной мудрости и эзотерического знания. Жемчуг – эмблема как плодородия, так и женственности, совершенства. В древности считалось, что жемчужина в раковине – образ единства Огня и Воды, чудо и тайна. Существует легенда о том, что божественный дождь оплодотворял открытую раковину, а может быть, это были молния или свет Луны и звёзд. Отсюда и появление в китайском искусстве аллегорического изображения грома и молнии: жемчужина (молния) в горле дракона (гром). Как сгусток божественного света жемчужина – третий глаз Шивы и Будды, метафорический образ духовного прозрения.

Жемчужина – один из драгоценных камней Нава-ратна – самого почитаемого из индусских талисманов. Мистическое индусское дерево Калпа покрыто жемчужинами. Жемчужина – одно из имён Бога в исламе; мистическое средоточие – в даосизме. Духовная символика сохранилась даже после того как китайцы открыли «небожественный» способ выращивания жемчуга. Они помещали миниатюрные скульптуры Будды внутрь моллюска, для того, чтобы те покрылись слоем перламутра.

Феномен преобразования материи в небесный камень – жемчужину – сделал последнюю широко распространённым символом возрождения и послужил основанием для азиатского похоронного обряда – жемчуг клали в рот умершим; в Древнем Египте жемчугом украшали саркофаги и могилы. В исламском мире существует поверье, что шесть из семи небес сотворены из разных драгоценностей, включая жемчуг, а в загробном мире жемчужины образуют сферы вокруг праведных душ. Из жемчуга сделаны ворота в Новом Иерусалиме.

В «Изборнике Святослава» (X в.) отмечается, что жемчуг способствует благоденствию, процветанию и долголетию, сохраняет целомудрие, а созерцание этого камня приносит покой и умиротворение, лечит бессонницу. На Востоке жемчуг всегда имел благоприятную репутацию: это один из Восьми Драгоценных Камней в Китае и один из Трёх Императорских Знаков в Японии.

В Древнем мире жемчуг был прямым символом богатства – самый дорогой из всех товаров, по утверждению римского историка Плиния Старшего ( 24-79 гг. н. э.). Его добывали из вод Персидского залива задолго до нашей эры. Согласно легенде, Клеопатра растворила жемчужину из своей серьги в вине и выпила его, чтобы продемонстрировать Антонию своё богатство. В Древнем Риме жемчуг символизировал знатность происхождения и ценился так высоко, что Юлий Цезарь запретил женщинам, не принадлежащим к высшему кругу, надевать украшения из жемчуга.

Неоднозначна сексуальная символика жемчуга. Согласно античной мифологии, жемчуг носила рождённая из морской пены богиня любви Афродита (в римской мифологии – Венера). Однако жемчуг также – символ невинности и девичьей чистоты. Ассоциация со слезами (как радости, так и горя) сделала его нежелательным украшением для невесты – разорванное жемчужное ожерелье считалось дурным предзнаменованием. В то же время жемчужное ожерелье – символ супружеского счастья. Жемчуг оберегает от зла и пожаров, является амулетом от бед и несчастий, предохраняет от обманов и неверных друзей, изгоняет меланхолию и заботу.

Толчёный жемчуг с молоком буйволицы уберегает от дурного глаза и даёт способность предвидеть будущее. Жемчуг влияет на сновидения: делает их более яркими и живыми. Целебные свойства: долгое время жемчужины считались не только священными, но и целебными. Древние римляне, которые носили жемчуг в честь богини Исиды, считали его талисманом от всех несчастий, а размолотый в порошок жемчуг – до сих пор очень популярное снадобье от всех болезней в Индии.

Также утверждали, что раствор, в котором варился жемчуг, помогает при болезнях печени. В Монголии и Китае этот камень использовали для лечения катаракты и других заболеваний глаз. В древности считалось, что жемчуг предохраняет от отравления. Чтобы показать чистоту помыслов хозяина, в чашу с вином, которую подносили гостю, опускали жемчужину. Если вино не отравлено, жемчужина сохраняла благородную свежесть и влажный блеск.

Роль талисмана: даже если просто носить с собой в кармане или кошельке жемчужину, она станет талисманом, который поможет восстановить физические силы и обеспечит душевное спокойствие. Жемчуг притягивает любовь, уважение, доброту и симпатию. Считается, что люди, носящие жемчуг, ведут спокойную, гармоничную жизнь.